Юрьев-Польский. Георгиевский собор

Белокаменный храм, находящийся в двух шагах от Михайло-Архангельского монастыря, был возведен здесьсобор почти 800 лет назад внуком Юрия Долгорукого — князем Святославом Всеволодовичем, который разрушил постройку, созданную дедом. Легенда говорит, что князь Святослав призвал к себе артель каменщиков и задал им вопрос: «Можете ли вы поставить в моём граде храм, пусть поменее суздальского, но хочу, чтобы красою своею он затмил бы все, что строили мой дядя, мой отец и мои братья?». Немного подумав, они ответили: «Можем построить». И главный зодчий добавил: «И будет твой храм, как яблоневый сад, в цвету, и как жемчужина».

Старый белокаменный собор Юрия Долгорукого стоял, по словам летописца, «девяносто лет без одного соборлета». И стоять бы ему еще не один век, но был он, видимо, «безнаряден» — без украшений — только ряд зубчиков шёл поперёк стен. И разрушили его! Зодчие же своё слово сдержали: новый храм получился прекрасным, как жемчужина и как яблоневый сад. Прямо на готовых стенах, на свободных от святителей и чудищ местах, высекли мастера стебли, листья и цветы — лилии, ирисы, ландыши, маки, хмель, татарник, вьюнок и какие-то неведомые заморские растения. Поднимались растительные узоры из первого ряда камней; стебли переплетались, свивались вокруг святителей и чудищ со всех сторон. Поэтому и назвали зодчие свой храм яблоневым садом.


Если верить историкам, Георгиевский собор — последний храм (его основали в 1230 году), который возвели на Руси до татаро-монгольского нашествия.


Несмотря на свой солидный возраст, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском сохранился достаточно соборнеплохо. Единственное, что нельзя оценить сегодня в полной мере, так это его уникальную резьбу, которой покрыты внешние стены. Простояв двести с лишним лет, славился он своей красотой еще в XIV веке.


Считается, что зодчие Ивана Калиты обмеряли Георгиевский собор, чтобы по его образцу построить первый белокаменный храм Москвы - Успенский собор (1326). Но в 1471 году в летописи появились следующие строки: «Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святый Георгий, а резана на камени вси, и розвалилися вси до земли; повелением князя великаго, Василей Дмитреевь ту церкви собрал вся изнова и поставил, как и прежде». Не совсем как прежде!
Храм спасли от разрушения, но не сумели полностью сохранить его в прежнем состоянии. Никаких чертежей или изображений древнего здания не было, а часть резных камней (те, что раскололись, да и некоторые целые) были пущены как материал в кладку. Собор не только стал в два раза ниже, чем был, но и почти полностью потерял последовательность резьбы на стенах. Мастера лишь облицевали фасады резными камнями, расположив их в полном беспорядке. Некоторые из камней вообще были положены при реставрации собора тыльной стороной наружу. Так на стенах восстановленного храма получилась невообразимая путаница. Реставратор XV века превратил собор в настоящую каменную загадку, над разгадкой которой до сих пор бьются специалисты.

собор
Теперь библейские сюжеты и изображения святых можно увидеть лишь частично. «Прочесть» сохранившиеся религиозные сцены могут разве что искусствоведы, да и то частично.
Здесь же представлена сохранившаяся святыня — так называемый Святославов крест, который является поистине уникальным экспонатом. Согласно преданию, он стал «памятником благочестия строителя собора» — то есть именно князя Святослава Всеволодовича.

 

Святославов крест и “крестовая” традиция
Внутри Георгиевского собора, как в музее: повсюду расставлены уцелевшие во время реставрации резные кресткамни этого храма, да и некоторых других сооружений того же времени. Здесь же представлена сохранившаяся святыня — так называемый Святославов крест, который является поистине уникальным экспонатом. Согласно преданию, он стал «памятником благочестия строителя собора» — то есть именно князя Святослава Всеволодовича.


Соединяя имеющиеся известия, еще в 1906 году о кресте писали: «сооружен великим князем Святославом III Всеволодовичем в 1224 году (то есть еще прежде Георгиевского собора)...» Причиной, побудившей князя к поставлению креста, предание называет его чудесное спасение во время бури, обрушившейся на княжьи ладьи, когда он возвращался в июне 1220 года с дружиной из похода на волжских булгар.
Здесь же представлена сохранившаяся святыня — так называемый Святославов крест, который является поистине уникальным экспонатом. Согласно преданию, он стал «памятником благочестия строителя собора» — то есть именно князя Святослава


Считается, что крест был «встроен» в стену собора. К моменту реконструкции собора в ХУ веке крест уже являлся известной реликвией и пользовался у верующих особым почитанием как чудотворный. Много паломников из разных уголков России приходили, чтобы приложиться к нему и получить исцеление. В их числе были и правители России: великий князь Василий III, его сын Иван Грозный, первый царь из дома Романовых Михаил Федорович.

Рядом с «Крестом Святослава» лежала толстая книга, в которую люди записывали рассказы о чудесах от Креста ... Одно время «Святославов крест» был помещен в тогда новый кирпичный собор в неорусском стиле, украшенный богатым декором, напоминающим старинную резьбу русского узорочья. Строительство нового храма Троицы Живоначальной было завершено к 1914 году. Сейчас собор не действует, его пытались восстановить, но работы приостановлены. Церковь, сверкая вновь позолоченными куполами, которые возможно и «съели» все средства на реконструкцию, возвышается огромным краснокирпичным, неухоженным сооружением между Георгиевским собором и Михайло-Архангельским монастырем.


июнь 2018 г. Автор: Калашников В.Г.