Плёс. Дом-музей Исаака Ильича Левитана

Деревянная церквушка на Петропавловской горе (горе Левитана) - преемница той, члевитанто была изображена художником на картине "Над вечным покоем". Есть и часовня, которая находится выше дома-музея Левитана.


Живописные виды Плеса и окрестностей, приобрели известность как левитановские. За три летних приезда в Плес (с 1888 по 1890 гг.) Исаак Левитан создал около двухсот картин и этюдов. В августе 1972 года в доме, где проживал художник, открылся Дом-музей, в котором представлены работы И. И. Левитана и В.Д. Поленова, А. К. Саврасова и И.И. Шишкина, С.П. Кувшинниковой и других художников. А через два года рядом с музеем был установлен памятник художнику. (Город Плес на Волге - достопримечательности Источник: https://tripguide.ru/ples.htm)


Дом-музей Исаака Ильича Левитана был открыт стараниями энтузиастов, прежде всего Аллы Павловны левитанВавиловой - его первого директора.
Двухэтажный белокаменный дом с мезонином на набережной Волги, где находится музей, был построен в 1835 году и принадлежал купцу Солодовникову. Раньше дом был двухэтажным (первый этаж сейчас находится под набережной). Внизу располагалась бакалейная лавка хозяина дома, на втором этаже жила семья Солодовникова, Дом купца обычно имел парадную и жилую части. В парадной части была гостиная, где вся обстановка должна была радовать глаз. Из мебели обязательно были разные диваны. Комнаты в мезонине предназначались для дачников, где и жили приезжавшие из Москвы художники. Путешествуя по Волге в поисках творческих впечатлений, Левитан, после долгих поисков места для этюдов, неожиданно для себя открыл красоты маленького, тихого городка Плеса. Художник увидел пейзаж с маленькой старой церквушкой, ощутил покой этого места и решил здесь остановиться-порисовать. Плес и его окрестности вдохновили художника на создание таких шедевров русской пейзажной живописи, как "Тихая обитель", "После дождя. Плес", "Вечер. Золотой плес", "Березовая роща", "Свежий ветер. Волга", "Над вечным покоем". Эти лучшие из его картин украшают сейчас известные музеи страны. В этом доме Исаак Левитан жил и работал весной и летом 1888-1889 гг. вместе с художниками С. П. Кувшинниковой и А. С. Степановым. В Плёс они приезжали ещё и в 1890 г., и обычно жили по полгода, с весны до поздней осени. Зиму Левитан не любил.


Солодовников, сам, будучи 70 - летним человеком, сдавал комнаты в мезонине трём художникам - Исааку евитанЛевитану (в 1888-м ему было 27 лет), Софье Кувшинниковой (41 год), замужней подруге Левитана, которой он был увлечен, и Алексею Степанову (другу мужа Кувшинниковой). Даже по нынешним временам, компания выглядела необычно, а в конце XIX века готовность принять таких гостей свидетельствовала об определенной терпимости уже довольно пожилого хозяина (к этому и упоминание его возраста!), да и части местных жителей - плесян (занятное слово, правда!). Страстный роман связывал Левитана с Софьей Кувшинниковой, этой необычной женщиной, целых восемь лет.
А между тем у них была приличная разница в возрасте. Напомним, ему было 28 лет, а ей 41 год, и она была замужем. Кувшинникова была ученицей Левитана, не сказать красавица, но отличалась особой оригинальностью и разносторонностью. Она многих привлекала своей энергией и противоречивостью страстной натуры. Ей нравилось окружать себя талантливыми людьми, помогать им, заботиться, вдохновлять. У нее был своевольный характер, который было трудно подчинить чьей-то власти - она всё делала по-своему и неожиданно. Такие люди всегда больше чувствуют, чем думают, и чаще жадно воспринимают, чем судят. А ведь многие её осуждали. И таким стал писатель А. П. Чехов, сделавший её прототипом своего рассказа «Попрыгунья».


В музее сейчас три раздела. В первом зале - краткая летопись жизни Левитана и более подробный - в левитанрепродукциях и фотографиях - рассказ о жизни художника в Плёсе. Во втором зале - экспозиция подлинных картин Левитана и его друзей. Основой собрания живописи Дома-музея И.И.Левитана со времени его открытия стали работы, подаренные известным московским коллекционером Ф. Вишневским.
Музею принадлежат 23 работы И.И.Левитана, 16 - А.С.Степанова, 11 - С.П.Кувшинниковой.
В центре - скульптурный портрет художника. Это дар музею от Государственной Третьяковской галереи. В экспозиции второго зала размещена и выставка личных вещей Левитана, подаренных родственниками художника: палитра, мастихин, коробочка для марок, наконечник трости. Здесь же запачканный красками подлинный мольберт пейзажиста, недавно отреставрированные письменный стол и книжный шкаф, стоявшие когда-то в московской мастерской художника в доме купца С.Т.Морозова, а также вещи, переданные музею потомками одного знакомого Левитана в Плесе (шахматы, каталоги выставок, альбомы, журналы, фотографии).


В мезонине - мемориальные комнаты. Здесь воссоздана уютная домашняя обстановка XIX века, левитанэкспонируются личные вещи художника. В комнате, где жили Левитан и Степанов: дорожный мольберт, охотничья сумка и этюдник. В комнате С.П. Кувшинниковой - самовар с подносом, чайная пара, когда-то принадлежавшая художнице. Здесь пили чай. Левитан любил простое песочное печенье - звёздочки. Обедать, видимо, ходили вниз, трапезничали вместе с хозяином.


Кувшинникова была из богатой патриархальной московской семьи и не привыкла ни в чём себе отказывать. Она умела и любила создавать уют из любых подручных средств, а Левитан, всю жизнь проживший в бедности и лишениях, был неприхотлив в быту. Кувшинникова прекрасно играла на фортепиано. Левитан писал свои картины под музыку, которая видимо, помогала создавать нужное настроение.


Сам Левитан, великий пейзажист, был влюбчивый и страстный, нервно-меланхолического нрава, Женщины левитаннаходили его очень привлекательным и эмоциональным, ищущим сильных впечатлений.
Смотря на портрет художника, читая записки о нем и о его творчестве, я не мог отделаться от появления этого образа - «Вся скорбь еврейского народа». Нашел четверостишие, но так и не выяснил, кто изначально был автором самого образа и кому он был адресован. Хотя, то, что мы прочитаем ниже, как мне кажется, достаточно точно подходит к Исааку Левитану, к настроению многих его картин.
Вся скорбь еврейского народа
Сейчас в твоих больших глазах!
Ну, что опять тебя тревожит:
Чья боль?
Чья песня?
Чья слеза?

Лора Козоровицкая


Благодаря Левитану Плёс стал очень популярен у пейзажистов. Самому художнику работы, написанные на левитанВолге, принесли известность. Именно в Плёсе были созданы шедевры, где Левитан первым из живописцев освоил жанр «пейзаж-настроение». В его картинах помимо красоты природы присутствуют глубокие чувства и переживания. Дом - музей великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана один из наиболее популярных музеев на Волге. Только вот, популярен он оказался и у преступников - несколько лет назад, в 2014 году из музея ночью за минуту украли пять картин Левитана, и они долго не были найдены. За помощь следствию в розыске преступников обещано до 3 млн. рублей. А дом, его стены, оставшиеся картины и предметы хранят память о художниках. И всё тот же вид на Волгу открывается из окна, словно с палубы парохода. Я сообщил вам только факты, постаравшись, по возможности, избежать каких-либо собственных оценок. А вот в повести большого мастера слова Константина Паустовского содержатся не только описания событий, окружавших Исаака Левитана, но и обсуждается его внутреннее состояние, те мотивы, которые стали толчком к его действиям, дается объяснение некоторых картин художника. Я взял только ту часть повести, которая имеет временную связь с пребыванием Левитана в Плесе. Думаю, что и эти страницы пронизаны той внутренней печалью, что свойственна многим картинам художника.


Свое виденье Плеса, его окрестностей я постараюсь дать немного позднее. Но уже сейчас могу сказать, что, скорее всего, и оно не получится лучезарно-радостным. Я вижу этому несколько причин, где ненастная погода сыграла не последнюю роль. После осмотра музея мы были вынуждены столпиться в небольшом предбаннике, пережидая теперь уже не просто дождь, а бурю с градом. Когда немного утихло, мы вышли из музея и пошли, уже под дождичком, к стоянке, мимо разбросанных по всей округе крупных веток.

июнь 2018 г. Автор: Калашников В.Г.