Киржач

Еще одна краткая остановка, на обратном пути в Москву, была в Киржаче, городе во Владимирской области, всего в 90 километрах от Москвы. Здесь посмотреть не удалось почти ничего. Хотя в Киржаче сохранился старый монастырь, несколько кварталов уездной застройки, имеются красивые пейзажи поймы одноимённой реки.

киржач
Остановились у кафе «Карамель». Напоили (хорошее кофе, не хуже итальянского оригинала, из машины), накормили. И девочки—официантки - и приятные, и расторопные. Опять же, старшая - просто красавица! Будете проезжать это место, остановитесь, полюбуйтесь на них, перекусите, и попробуйте кофе!
До своего «эспрессо» я пробежал, в погоне за хорошим кадром, несколько домов в сторону от кафе, и обнаружил совсем неподалеку, в старом, деревянном доме маленький музей. Само строение украшено наличниками знаменитой аргуновской резьбы. Прямо по забору вокруг строений было размещено на открытом воздухе еще несколько деревянных наличников - интересная, но немного странная для восприятия выставка. Наличники развешены на редких досках штакетника - фон совсем не выигрышный, а скорее наоборот «съедающий» выставленные таким образом экспонаты! Но, не остановиться подробнее на теме украшения окон в этой местности я не могу, так как, высокое мастерство исполнения, богатейшая фантазия резчиков - художников всегда привлекали мое внимание, когда подобные старые наличники встречались на моем пути.


Аргуновская резьба по дереву, уходящая корнями в XVIII в., прославила плотницкий и столярный промыслы киржачВладимирской земли. Названа она так была по селу Аргуново (сейчас не существует) находившемся в срединном течении реки Киржач. Основным занятием жителей этих мест была плотницкая работа. В прошлом аргуновские плотники ежегодно отправлялись на заработки в крупные города, где их называли аргунами. В своём знаменитом словаре В.И. Даль объясняет слово «аргун» как «владимирский плотник».
По некоторым сведениям, выходцами из аргуновских плотников-столяров были крепостные графа Шереметьева - талантливые художники и архитекторы Аргуновы (еще одно объяснение), работавшие в конце XVIII века над художественным оформлением дворцов в Останкино и Кусково.
Мастеровые - аргуны занимались изготовлением резной мебели (кресел, столов, рам), резных церковных иконостасов, прорезного и плоскостного узорчатого декора на фасадах городских деревянных дворцов и изб (карнизы, наличники, полотенчики). Они удивляли своим уменьем подбирать дощечки из разных пород дерева для паркетного пола, чтобы он приобретал замысловатые цветные узоры.


Аргуновская резьба отличалась необыкновенным разнообразием рисунков и, главное, сочетанием в деревянном декоре древних языческих символов солнца и урожая, берегинь и оберегов, добрых домовых и диковинных птиц с человеческими лицами, былинно-сказочных драконов и русалок - с античными колоннами и полуколоннами, гроздьями винограда и ветвями благородного лавра. Выполняя заказы у столичных вельмож и купцов, мастера - резчики воспринимали элементы европейской классической культуры, которые органично - соединялись в их художественных фантазиях с усвоенными от дедов и прадедов древнерусскими образами. Кроме того, часто аргуновские резные узоры наличников и иконостасов раскрашивались - преимущественно в пастельных и тёплых тонах. Это сообщало им особую красоту и изысканность.


До начала XX в. аргуновской резьбой были оформлены почти все дома в центре Киржача, придавая им праздничный вид. К сожалению, эти украшения на многих домах изрядно обветшали, но в близлежащих деревнях на некоторых фасадах старых изб ещё сегодня можно увидеть остатки былой роскоши - ажурную деревянную резьбу.


В настоящее время осталось мало мастеров, владеющих секретами аргуновской резьбы по дереву. И всё же это искусство не утрачено и возрождается усилиями отдельных энтузиастов. В Киржаче предполагается восстановить несколько фасадов жилых домов с тем, чтобы хотя бы частично воссоздать исторический облик города. Уже был воссоздан таким образом фасад построенного в 1903-1905 гг. дома аптекаря Заруцкого. (автор В.Королькова - Турпортал Владимирской области).


В давние времена Киржач славился своими мастерами медных дел и киржачбыл единственным городом в большой округе, который окружали пять медеплавильных заводов. Даже первый завод Кольчугина первоначально располагался именно под Киржачом. Сейчас в городе и создали музей меди и латуни. Здесь представлено множество предметов, как местных, так и привозных. Большая часть экспонатов - около ста - самовары разных мастеров, всевозможных форм и объёмов. Есть и коллекция медных монет, а также - разнообразные бытовые предметы: лошадиные бубенцы, колокольчики, дверные ручки, безмены, подносы, чайники, кадила, утюжки. Одна из особенностей Музея меди и латуни - все вещи можно трогать руками ! https://www.rutraveller.ru/place/150136


Я бы с удовольствием посмотрел и потрогал, но время было уже позднее - музей был закрыт, и пришлось обойтись несколькими снимками снаружи. А то, что сообщил, сам узнал уже по возращении в Москву.
Мне кажется, что истинная привязанность к Отечеству и заключается, отчасти, в сохранении подобных предметов - самоваров-наличников и в широком распространении сведений об этих областях народного творчества, которое само по себе представляет необъятную часть созидательной деятельности человека. И резные наличники, и палехские шкатулки, и жостовские подносы, и павловопосадские платки и многое, многое другое заслуживает отдельных музеев и централизованной помощи в сохранении и развитии этих промыслов. Приобщение к таким видам прикладного искусства - будь то ковроткачество, изготовление глиняной посуды или художественная резьба по дереву должно делать человека лучше,  добрее, привлекать к труду, к творчеству. Конечно, можно поддерживать выставки современных, труднообъяснимых «инсталляций» (были такие и в историческом музее в Москве), или художников - насмешников над публикой, «убежавших вперед» так далеко, что их работы совсем непонятны зрителю (подобное выставлялось в московском музее народного прикладного искусства). Но, я все же ратую именно за народное, которому есть так много показать!

Итак, первая остановка второго круга - Киржач, музей. Экспонаты собирались долго и различными киржачспособами: что-то найдено у антикваров, что-то куплено у местных жителей. Кроме создания коллекции уникальных образцов, целью учредителей было отразить историю медеплавильных заводов, которыми славилась Владимирская губерния. В музее представлены много интересных историй и из других стран - тут и медный слиток, найденный в Иордании, и портрет английского короля Генриха VIII, и выпущенная им монета, которую он выдал за золотую, обманув народ. Медную монету хитрый король приказал покрыть медесодержащим составом. При хождении в народе она обтёрлась, и обман тут же раскрыли! Есть, например, джинсовая одежда французской фирмы «3000».


«При чём тут медь?» - спросите вы. Дело в том, что с середины 80-х годов ХХ века эта компания выпускает киржачуникальные вещи, в состав нити которой входит медь. Считается, что эта одежда буквально оздоравливает человека. Вы уже поняли, что кроме самоваров и большой коллекция медных монет здесь представлены многие другие предметы. Можно позвенеть бубенцами от тройки, узнать, насколько тяжёл слиток меди в чистом виде, потрогать ботало, да и вообще узнать, что это такое?
Примус, коромысло, безмен, трактирная мера, медная рында. Большая часть этих вещей в наше время предстают совершенно незнакомыми и непонятными в использовании.   Но чай попить из самовара дело приятное и знакомое очень многим.


Этот музей один из пары десятков самоварных музеев, раскиданных по Золотому кольцу, но со своими особенностями, выделяющими его из общего ряда. Он рассказывает о том, какое место медь занимала в истории цивилизации, и больше похож на открытый урок по истории или материаловедению.
Скоро по соседству откроют Музей аргуновской резьбы, он же - музей столярно-плотницкого искусства. Разместится он в старом доме, привезённом из деревни Акулово. Будущая экспозиция тоже будет интерактивной - там планируют проводить мастер-классы и изготавливать наличники по старинным лекалам, как в середине позапрошлого века.

июнь 2018 г. Автор: Калашников В.Г.