Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь

Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, сначала крепость, бывший мужской, бывший тмоасырьюрьма, бывший лагерь, а потом и колония, единственный памятник, который мы и посмотрели в этот раз, был построен в XIV веке (1352 г.). Приказал строить мужскую обитель Святого Спаса князь Константин и изначально сооружалась она как крепость - для защиты границ княжества. Создание этого монастыря, одновременно с Покровским, расположенным рядом через речку Каменку, не являлось делом случая. Суздальские князья стремились укрепить восточные границы и подступы к княжеству крепостными сооружениями.

Расположился монастырь ближе к северной части города, практически на окраине древнего Суздаля. Пейзажи вокруг него удивительно красивы - ведь монастырь находится прямо на обрывистом берегу живописной речки Каменки. И в далекие века это местоположение расценивалось как особо выгодное в плане неприступности. Потом монастырю было дано имя его первого игумена - Евфимия, при котором тут проживало триста монахов, «которые во всем чтили святой уклад». (Это из одного источника, а дальше из другого - правда, и время разное!) Как видно из письма Андрея Курбского Ивану Грозному (царь с 1533 по 1584 гг.), монастырь в то время находился за городом Суздалем. «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны».


Но это не помешало в 1549 году вознести Евфимия Суздальского в лик святых (его мощи хранятся в Спасо-монастырьПреображенском соборе). На средства казны (за счет государства) была возведена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Освятили ее в честь рождения в царской семье младенца Иоанна - впоследствии Ивана Грозного. Государь делал немалые взносы в монастырскую казну. Монастырь обладал обширными вотчинами, пожнями (землями второго урожая), мостовыми заставами, лесными угодьями, водоемами. Были и подвластные ему монастыри, а подчиненных крестьянских и бобыльских дворов числилось 1665, где проживали обложенные всевозможными податями 6375 крестьян только мужского пола.


Из монастырской описи 1701 года видно, что в объемистых погребах и многочисленных хозяйственных постройках хранились обильные запасы рыбы («232 связки сушеной белой рыбы, 540 лытей (связка по 12 рыб) черной рыбы, 2170 вяленых лещей, 32 кади (по 9 мер) щук, 40 калуг, 216 севрюг, 25 пудов икры, 255 белорыбиц, 20 лососей») . «Кроме того, было 25 пудов меду, 68 пудов коровьего масла, 31 ведро постного масла, 576 пудов соли». Крестьянское население облагалось и другими видами поборов. На стол монастырской братии, которых было тогда 113 человек, крестьяне ближайших вотчин должны были приносить за лето: масла коровьего — 71 пуд, яиц — 13100 штук, грибов — 71 четверть, груздей — 158 ведер, орехов — 26 четвертей. (Четверть — русская мера объема сыпучих тел (1 четверть = 2 осьминам =209,91 л) и жидкостей (1 четверть = 1/4 ведра = 3,08 л).
Под монастырскими стенами стояло двенадцать больших сараев, конюшни, где находилось: стоялых жеребцов — 5, ногайских коней — 28, меринов — 48, табунных «свиреп» — 42 и 6 «свиреп» ногайских («свипепы»-скорее всего, дикие, необъезженные лошади) . Под стенами монастыря образованы две слободы, называемые «Скучилихами», в которых проживали крестьяне, вывезенные из подвластных вотчин. Я специально привел эти сведения, чтобы попытаться немного воссоздать монастырскую среду.

 Сам монастырь находится как бы за собственной, очень мощной, крепостной стеной. Ограда монастыря долгое время оставалась деревянной. В 1628 г. монастырская крепость выглядела так: «около монастыря острог деревянной, на остроге двои ворота, одни против святых ворот, другие водяные к реке, к Каменке, в остроге ж двор житной, двор конюшенной да за острогом у водяных ворот на берегу у реки Каменки монастырская пивоварня».
Опись 1660 г. указывает: «Новая каменная крепость, хотя и не имела уже практического значения, построена по всем правилам фортификации: высокие стены, расширяясь кверху, снабжены двумя рядами «машикулей» (навесные бойницы для отпора противнику, находящемуся внизу); поверх стены имелся ход под деревянным навесом. Двенадцать башен приспособлены для боя и хранения боеприпасов.
Главная башня прямоугольная - в отличие от прочих (гранёных и круглых) - высотой 22 м, обращена на юг, в сторону города. Крепостная монументалГород рублен весь да девять башен; две башни проезжие, семь глухих
». Деревянную ограду заменили каменной в 1664 году. Она значительно увеличила территорию монастыря, охватив геометрический многоугольник с периметром 1400 м. Западный порядок ограды согласован с береговой линией р. Каменки, а восточный - с дорогой на Ростов.ьность и практический смысл проездных и проходных ворот-арок сочетаются в ней с декоративным кирпичным узорочьем суздальских посадских церквей. Башня и увенчана как бы церковной главкой с флюгером вместо креста. В XVIII в. в главную башню ударила молния. Ремонт её состоялся только в 1860 г. В 1980-1990-е гг. отреставрированы и башня и ограда.


Проездная башня и стены монастыря
башня
Теперь продолжаем смотреть то, что находиться за стенами. А из-за них выглядывают верхушки памятников архитектуры, расположенных на территории монастыря: большие и малые шатры, звонница и трапезная, массивные купола Преображенского собора, «луковица», покрытая деревянной чешуей надвратной церкви.
Внутри монастырской ограды находятся следующие памятники: Спасо-Преображенский собор (1591—1594), Надвратная Благовещенская церковь XVI—XVII вв., Успенская трапезная церковь XVI—XVII вв., звонница XVI—XVII вв., Никольская церковь с больничным корпусом (1664), келейный корпус XVII—XVIII вв., дом архимандрита XVI— XVII вв., тюремный корпус «Крепость» (1764), могила Дмитрия Пожарского.

 

 

Благовещенская надвратная церковьцерковь
Начнем с этой церкви-памятника монастырского, да и русского зодчества XVI-XVII вв. Нижний ярус с проездной аркой сохранился, возможно, от XVI в. Здесь были главные ворота монастыря и его южная граница. В 1628 г. надвратная церковь упоминается как каменная. Особенной ее архитектуру делают сама конструкция и разнообразие отдельных фрагментов оформления. До того как в 1664 году вокруг монастыря выросли каменные стены, она исполняла роль парадного входа, о чем свидетельствуют две проездные арки.
Здание XVII в. представляет собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырёхскатной кровлей. С востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть. Внешне церковь украшена разнообразными архитектурными элементами. Таким является киот с иконой над проездной аркой, примечательным элементом приветствующей гостей и благословляющей путников.
Благовещенская надвратная церковь являлась Святыми воротами и первоначально, до сооружения каменной ограды, находилась на фасаде монастыря и лишь в 1664 году после строительства стен оказалась внутри ограды.
Особо наряден южный главный фасад церкви. Одна главка у церкви была не сразу, а появилась позднее. Сейчас она покрыта деревянной чешуей («лемехом»). Наверх ведёт лестница через паперть. В Благовещенской церкви сохранилась настенная роспись XIX в.

Архимандритский корпус архимадритский корпус
Этот памятник гражданского зодчества — покои архимандрита построен в XVII в. и представляет собой двухэтажное каменное здание со сводчатыми помещениями, примыкающее к трапезной палате. Деревянные на каменных столбах крытые галереи просторный деревянный балкон (гульбище), опоясывающий весь второй этаж, и крыльца очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого «покоя». Особого внимания заслуживают помещения первого этажа. Они перекрыты редкой формы сомкнутыми, так называемыми, монастырскими сводами. Первоначальное назначение корпуса: казённые и приказные палаты, казначейская келья; приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив. Между 1764 и 1818 гг. здесь жил архимандрит монастыря.
Жилые покои расположились близ еще одного памятника монастыря - Успенской трапезной церкви.

Успенская трапезная церковьцерквь
Эта сооружение — один из самых ранних и редких памятников русского зодчества, сочетающий               в себе церковь и гражданское здание. Это еще и пример архитектуры шатрового типа в истории древнерусского строительства (1525 г.). Церковь выделяется своим высоким восьмигранным шатром, поставленным на ярусы кокошников и массивный четверик. Под граненым шатром выделана деревянная кровля - она придает зданию церкви определенную легкость и гармонию. А два ряда кокошников сообщают сооружению пышность и торжественность. Церкви придано и оригинальное декоративное оформление, состоящее из небольших кокошников с вставленными в них горлом на фасад горшочками, заполненными известью, образующими окружности правильной формы. Это редчайший прием декоративной обработки фасада здания.

Успенская* церковь двухэтажная, второй этаж в настоящее время не сохранил свои изначальные формы. Он был перестроен в XIX веке. Зато нижний этаж соответствует своему первоначальному плану. В центре квадратного помещения расположен могучий столб, на который со стен опираются своды. Подобное расположение было и на втором этаже, внутренние помещения которого когда-то были расписаны фресковой живописью, но при позднейших перестройках и ремонтах были утрачены.


К храму примыкает Диомидовский придел - миниатюрная столпообразная церковь с ярусами кокошников и грациозной главкойж.


С Успенским храмом соединяется трапезная палата - двухъярусное здание с одностолпными сводчатыми залами: вверху - обеденный зал для общей трапезы, внизу - помещения для хозяйственных служб. Сохранились рукописные данные, датированные 1660 годом, описывающие обустройство трапезного корпуса: здесь находилась монастырская кухня: хлебня, приспешня для выпечки пирогов и палата для хранения муки, под крышей существовала комната для сушки рыбы. Рядом были два помещения, одно из которых, по монастырским преданиям, являлось каменным мешком для содержания колодников. («Замечательное» соседство, не правда ли!)
Трапезная палата покрыта выразительной тесовой кровлей - «колпаком». В России сохранилось лишь около двадцати трапезных палат XVI в.

Верхняя часть палаты внутри имеет прекрасную конструкцию высокого сомкнутого свода. Карниз фасада здания украшен излюбленными у строителей Спасского монастыря небольшими балясинками.
(Балясины в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др.).
Интерьер церкви и трапезной палаты хранит отдельные фрагменты настенных росписей XVI века.

Никольская больничная церковьцерковь
Никольская церковь — это небольшое сооружение, созданное «для больничной братии, тёплая, с больницами». Церковь, вместе с больничными покоями при ней, построена в 1669 году той же артелью мастеров, которые строили каменную ограду-крепость монастыря.
Внешнее убранство больничной церкви строго и непритязательно. Представляет собой одноглавый храм. Фасады здания просты, но оформление их вызывает большой интерес. Они имеют совершенно необычные для Суздаля формы с декоративными закомарами-кокошниками, выразительными порталами и нарядными наличниками окон.
Необычна конструкция свода: он двойной, что увеличивает высоту храма, но экономно уменьшает тёплое помещение.
К скромной Никольской примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом. Наверх к палатам для больных монахов и заключенных ведёт редкая для древнерусского зодчества внутристенная. В палате имеется и зал для трапез или столовая.

Братский корпус братский крпус
Этот корпус называют еще «келейным» корпусом от слова «келья». Келья жилое помещение в монастыре. По большинству уставов русских монастырей разрешалось обладание собственной кельей каждому монаху или монахине.
При входе на территорию монастырского двора, на правой стороне, и находится этот длинный, более ста метров, двухэтажный, бывший корпус. Здание каменное, двухэтажное, XVII века, значительно перестроенное в XIX веке.
Исследование, проведенное бригадой архитекторов, позволило раскрыть его первоначальный облик и внутреннюю планировку, относящиеся к первой половине XVII века.
В небольшой части корпуса сохранились оба сводчатых этажа, а в другой, протяженной части второй этаж перестроен в XIX в.
деревянными галереями-крыльцами; корпус покрыт высокими тесовыми кровлями - «колпаками». В корпусе помещалась настоятельская, а также келарская келья ( келья монаха, ответственного за хозяйство монастыря), кладовая и дневальная палаты, «да братских каменных о дву апартаментах 7 келей... а в тех кельях живут по 3 и 4 монаха... а верхние апартаменты пусты». Здесь или устав был другой, или монахи бедные - селили скученно!

Спасо-Преображенский соборсобор
За большим пролетом надвратной Благовещенской* церкви Спасо-Евфимиевского монастыря виден зеленый двор, в глубине которого находится Спасо-Преображенский собор.
Из старых рукописей известно, что древнейшим строением на территории монастыря была деревянная церковь Спаса Преображения. В 1507-1511 гг. после пожара, когда сгорело большинство монастырских сооружений, на ее месте был возведен небольшой каменный храм, получивший название Спасского. Этот храм при строительстве в 1594 году большого, ныне существующего собора был включен в него как Евфимиевский придел. К приделу пристроена галерея, которая обходит основной массив собора с трех сторон.
С момента своего основания, Спасо-Евфимиевский монастырь всегда находился под покровительством богатых и знатных людей, которые щедро его одаривали, обеспечивая постоянное развитие и процветание. В разное время это были великий князь Василий III, царь Иван Грозный, князья Пожарские и другие.
И большой белокаменный главный храм Спасо-Евфимиева монастыря - кирпичный четырёхстолпный собор и поныне именующийся Спасо-Преображенским. - был возведен не без помощи покровителей. Построили его в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Пять мощных соборных глав луковичной формы дополняются ещё двумя на приделах в честь святого Евфимия - с южной и святого Сергия Радонежского - с северной стороны. Последний был пристроен в 1865 году, как бы для симметрии.
Великолепие храма заключается не только во внешней отделке, но и в богатом внутреннем убранстве. Здесь находятся изумительные фрески, созданные в 1689 году руками умельцев костромского края. Они изображают житие святых, а также евангельское бытие Иисуса Христа. Особого внимания заслуживает стенная живопись в Евфимиевском приделе, иллюстрирующая житие Евфимия, написанное суздальским монахом Григорием в XVI веке. В 1970-е годы во время восстановительных работ в Евфимиевском приделе эти росписи, изображающие жизнь Святого и датирующиеся концом XYI столетия, были расчищены и частично отреставрированы. Здесь можно видеть сцены освящения места под закладку монастыря. Среди персонажей — князь Борис Константинович, епископ Иоанн Суздальский и Евфимий, стоящие на горе около Каменки. Вдали, на горизонте, изображен Суздаль. На другой картине — мастера - каменщики, которые кладут кирпичные стены, и среди них в темной мантии Евфимий, видимо, с чертежом в руке, дает им указание.
Внутреннее пространство собора освещено окнами пяти больших барабанов. И здесь поверхность стен расписана в 1689 году яркой фресковой живописью, сохранившейся до сих пор. На фресках главного собора на восточных столбах имеются изображения царей — Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и его детей в образе святых с нимбами. С трёх сторон собор окружают галереи-паперти XVIII в. При раскопках на территории около собора обнаружены белокаменные надгробные плиты. Одна из них принадлежит сыну Димитрия Пожарского окольничему Ивану Дмитриевичу.

Памятник-часовня на месте захоронения Д.М. Пожарскогопожарский
Имя Дмитрия Пожарского известно каждому русскому человеку. Жизнь всей этой семьи неразрывно связана с Суздалем. Вместе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым он возглавил народное ополчение, освободившее в 1612 году Москву от польских пришельцев и положившее конец периоду Смуты в России.
Дмитрий Пожарский был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля в 1642 году. В 1885 г. над его могилой на народные средства был сооружён памятник-часовня по проекту архитектора А.М. Горностаева. В 1933 году памятник был разрушен, а после передачи монастыря в 1967 году Владимиро¬Суздальскому музею-заповеднику, здесь начались восстановительные работы.
В Благовещенской надвратной церкви открылась экспозиция «Д.М. Пожарский - национальный герой русского народа», а в 1974 г. над захоронением полководца появился монумент. Чтобы точно воссоздать монумент, требовалось изучить сохранившиеся документы. Они были обнаружены в разных архивах - было найдено 1800 листов: архитектурных, проектных и обмерных чертежей, контрактов и смет. Сохранились фотографии усыпальницы, а также обширная документация о том, как она строилась «На благородное служенье!»
Сейчас, рядом со Спасо - Преображенским собором находится восстановленный мемориал Д.М. Пожарского. Сначала на месте его захоронения появились крест и мемориальная плита.
А затем, за очень короткий срок - с апреля по ноябрь - был построен памятник-часовня, высотой восемь метров, из белого мрамора, сверху донизу украшенный сложной резьбой (первый мавзолей строился 22 года). Богатейшая резьба в «неовизантийском» стиле, с арками, колонками, изысканными медальонами воспроизведена точно. Была сделана и копия великолепных бронзовых дверей по чертежам и слепкам, снятым с сохранившихся барельефов

(Успенская трапезная церковь) - первая в стране выставка работ художников-самоучек, действующая на постоянной основе. «Фрески Гурия Никитина» (Спасо-Преображенский собор). «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории» (Тюремный корпус). «Золотая кладовая» (Никольская больничная церковь) - одно из богатейших собраний памяток русского прикладного искусства.

Монастырь недействующий, сейчас это крупнейший музейно - выставочный комплекс, являющийся частью Владимиро - Суздальского музея заповедника. В монастыре размещается 11 выставок: «Дмитрий Пожарский - национальный герой» (Благовещенская надвратная церковь). «Книга шести столетий» (архимандритский корпус) представляет собой богатейшее собрание литературных памяток 12 - начала 20 веков. «Русская икона 18 - начала 20 веков» (Архимандритский корпус). «Музей наивного искусства России», «История Суздальских монастырей» (Братский корпус) - экспозиция, подробно повествующая о становлении православной веры и ее значении для русского народа. «Побеждая время» (второй этаж Братского корпуса) - уникальный «живой» музей, в котором можно ознакомиться с профессией реставратора и своими глазами увидеть, как возрождаются древнейшие памятки истории. «Сплетение судеб (итальянская рапсодия)» (Братский корпус) - экспозиция, посвященная жизни итальянских военнопленных, находившихся здесь во время Второй мировой войны, а также режиссеру Андрею Тарковскому и его соратнику, итальянцу Тонино Гуэрре. «Аптекарский огород» - экспозиция, в точности воссоздающая выращивание лекарственных трав монахами- послушниками.

(Некоторые источники: https://wikiway.com/russia /suzdal/ spaso-evfimiev- monastyr/ Всегда Ваш "Суздаль"© wikiway.com))

Красивейшей архитектурной достопримечательностью комплекса является звонница монастыря, рассказ о которой я специально хочу добавить к нему и очень краткие заметки по истории колоколов на Руси.


июнь 2018 г. Автор: Калашников В.Г.