История колоколов на Руси. Установка колоколов

Как подвешиваются колокола.
Исстари церковные колокола в звонницах при храмах подвижно подвешивались на специальной очепной системе. В качестве основы ее выступал металлический стержень (матица) прямоугольного сечения. Его концы были округлыми и устанавливались в подшипники, то есть деревянные брусочки со стальным элементом сверху.

До нынешних пор сохранилась аналогичная система подвешивания, например, в Псково-Печерском монастыре. Одна из старейших матиц украшает сегодня московский Кремль. Она сохранилась с начала 16 столетия. На этом металлическом стержне подвешен колокол, который величают «Медведем». Он установлен на первом ярусе колокольни Ивана Великого. Есть они и на колокольнях Троице-Сергиевой Лавры и Ипатьевского монастыря, находящегося в Костроме.

Помимо очепной подвески известны и другие давнишние способы крепления колоколов. Небольшие инструменты 15 - 17 столетий прикреплялись к балкам, заделанным в пилоны церковных звонниц. Колокола подвешивались неподвижно, и звук создавался раскачиванием языков.

Так, в Троице-Сергиевском монастыре в 17 столетии лишь один колокол имел очепное крепление. На исходе 17 столетия при переходе Православной Церкви на звон в языки стали применяться не деревянные, а металлические балки для подвешивания колоколов в сочетании с деревянными конструкциями. В период XYIII-IXX вв. все еще использовались деревянные балки для установки колокольных инструментов.

При возведении Исаакиевского собора в Петербурге использовали балки из металла. Но деревянные колоколаконструкции, как правило, продолжали широко применяться для подвешивания колоколов в разных церквях и монастырях России этого времени. ХХ век коренным образом изменил положение , и деревянные балки при строительстве звонниц практически не использовались. В ходе тех работ, когда производилась реконструкция старейших колоколен в России, многие ветхие балки из дерева дополнительно укреплялись металлическими каркасами. Например, при восстановлении Новодевичьего монастыря. Вместе с дополнительным укреплением храмы получали новые подвесные системы для звонниц, старые балки полностью заменялись металлическими элементами. Были реконструированы таким образом колокольни Троицкой Лавры. Известный мастер колокольного ремесла писал об установке на металлические опоры колоколов, отмечая, что балки должны укрепляться лафетными досками толщиной 40 мм.


А как поднимали колокола?
Заранее собранные колокола поднимали на колокольню ещё до строительства купола.
В 1668 г. простой русский - царский привратник, имени которого не сохранилось (?), взялся за подъем царь-колокола. Очевидцы-рассказчики отмечали, что этому механику было всего лишь двадцать четыре года. Нашелся и другой источник, знавший имя механика. Этим мастером был Ивашка Кузьмин. (Вот и верь после этого интернетовским публикациям! Проверяй, и не доверяй! - В.К.)


Поочередно с каждой стороны колокола подводили под его край вагу - огромное бревно, использованное как рычаг первого рода. При помощи полиспаста (двойного) и деревянного ворота-лебедки тянули вниз свободный конец ваги. Под приподнятый край колокола подводили в сруб новое бревно, затем действовали вагой со второй стороны колокола, и снова, наклонив его, закладывали еще одно бревно в сруб, Затем действовали так с третьей и четвертой стороны сруба. Наклоняя колокол поочередно с каждой из сторон, непрерывно под ним наращивали сруб, стоя на котором все выше и выше поднимался колокол.

Чтобы поднять колокол из ямы, собрали огромную деревянную конструкцию. Более тысячи стрельцов колоколаканатами поднимали колокол. Оказалось, что его масса еще больше, чем масса старого колокола. Для того чтобы облегчить подъем, к колоколу прикрепили цепи, шедшие вверху через валы воротов. На свободных концах цепей подвесили деревянные платформы, нагруженные камнями и тем самым частично уравновешивавшие колокол. Основную часть давления принимал сруб, на котором покоился колокол. Подняв многотонный груз на нужную высоту, закатывали колокол по цилиндрическим бревнам на место установки. Для осуществления этого подъема потребовалось девять месяцев. С 1668 по 1701 г. раздавался благовест не имеющего себе равного в мире колокола, для приведения в движение языка которого требовалось, по свидетельству иностранцев, сто человек.


19 июня 1701 г. в Кремле произошел пожар. Деревянные связи, на которых был подвешен колокол, сгорели. При падении он разбился.


В 1731 г. решили воссоздать царь-колокол, придав ему еще большие размеры. На страницах русской истории колоколов записаны многие тысячи успешных подъемов на большую высоту и установок колоколов, весивших тысячу пудов. Это делалось от времен древней Руси до установки на место большого колокола Успенского собора в московском Кремле, заслуженно именуемого "большим". Он весит четыре тысячи пудов. Сложные задачи решались многими русскими мастерами, творцами прославленных ростовских, московских, псковских и многих иных звонов. Древние двухтысячепудовые колокола "Сысой" и "Полиелейный", поднятые на положенные им места на колокольне ростовского собора, издавна известны своими голосами, включившимися в знаменитые ростовские звоны. Об этом рассказывалось чуть ранее.


А теперь, обратимся к еще одному свидетельству, где главную роль играет уже упомянутый несколькими страницами ранее архитектор Огюст или Август Августович Монферран. В 1836 году, почти двести лет назад, Огюсту Монферрану поручили поднять Царь-колокол из ямы и поставить его на пьедестал. По своему прямому назначению использовать колокол было уже невозможно из-за многочисленных повреждений, полученных почти сто лет назад во время пожара.


Для подъема Царь-колокола над литейной ямой были вновь установлены деревянные леса с системой блоков, канатов и воротов. На возведение лесов и других сооружений ушло почти полтора месяца. Наконец настал день подъема. В Кремле собралась огромная толпа. После команды заработали вороты, натянулись канаты. Вскоре огромный колокол показался из ямы. Но тут стало ясно, что он тащит за собой часть железной решетки, на которой так долго стоял.


Несколько канатов не выдержали тяжести и лопнули. Монферрану ничего не оставалось, как прекратить подъем. Большое мужество проявил один из мастеров, участвовавших в этой работе. Он спустился в яму, над которой висел на столь ненадежных канатах Царь-колокол, и соорудил там для него бревенчатый помост. На этот помост осторожно опустили колокол. Монферран и его помощники позаботились о новых канатах и об увеличении количества воротов. Ввиду большой тяжести колокола число воротов достигло двадцати.

Новый подъем колокола назначили на 23 июля 1836 года на 5 часов утра. На последние приготовления ушел примерно час, и в 6 часов 5 минут солдаты, занявшие свои места возле воротов, привели их в движение. На этот раз подъем Царь-колокола прошел успешно. Он занял всего 42 минуты 33 секунды. Как только колокол был поднят над землей, яму, в которой он до того находился, накрыли бревенчатым помостом, который продолжили до самого постамента.

колокола
На помосте, на деревянные полозья поставили деревянные тележки с катками и на них опустили колокол. С помощью большого числа солдат, вращавших вороты, колокол на катках передвинули к постаменту. 26 июля его установили на специально подготовленный восьмигранный постамент, где он стоит и поныне. Постамент, сделан из блоков белого известняка и внутри сложен из красного кирпича. Все блоки связаны между собой железными скобами по горизонтальным рядам и кованными штырями по вертикали. Дополнительно постамент скреплен коваными железными полосами, верхние концы которых уходят в плоскость блоков. Монферран, взявший на себя труд возглавить подъем из литейной ямы и установку колокола, пробывшего в земле сто и три года, увенчал его специальным навершием, которое представляет собой шар, увенчанный золоченым крестом.


июнь 2018 г. Автор: Калашников В.Г.